Статьи

Проектирование цифрового продукта: гайд для стартапа

Проектирование цифрового продукта – один из важнейших этапов запуска стартапа. Часто обсуждения на ранних стадиях разработки приводят к открытию новых опций и возможностей, а часто вообще приводят к пивотам. Именно в процессе проектирования продукта появляется четкое видение, формируется приоритетность функций, создается роудмэп, определяется набор технологического стека, стоимость и майлстоуны MVP. 

В IT все стремительно развивается, в том числе и сами подходы к проектированию для стартапов: выходят новые инструменты визуализации и прототипирования, выходят на первый план те или иные методологии, рождаются новые технологии и сервисы. Ниже краткий гайд, который поможет стартапу с уверенностью пройти все этапы проектирования цифрового продукта. 

Этап 1: Стейкхолдеры 

В самом начале необходимо очертить круг людей, имеющих полномочия принятия решений, а также назначить продукт-онера – человека, который будет отвечать за принятие окончательных решений в случае разногласий членов команды. Желательно, чтобы каждый член рабочей группы отвечал за одно направление: пользовательский экспириенс, логистика товаров, финансы. По опыту до 4-х стейкхолдеров для стартапа будет достаточно. 

Этап 2: Формирование и проверка гипотез ценностного предложения 

Определившись со стейкхолдерами, начинаем изучать рынок с существующими продуктами в данной категории и выявляем ожидания пользователей. 

Данные исследования рынка учитываем в формировании ценностного предложения и в проектировании пользовательского экспириенса, который охватывает все касания с продуктом и не ограничивается мобильным приложением. К примеру, если в основе ценностного предложения экспресс-доставка, мы прописываем каждый шаг логистики и фиксируем требования, которые будут обслуживать пользовательский опыт. 

Процесс выглядит таким образом: проводим совместный воркшоп с целью описания главных гипотез и потребностей стейкхолдеров, после этого проводим интервью для детального исследования целей и задач. Этап как правило занимает 8–10 дней.  

Этап 3: Выбор бизнес-модели и просчет юнит-экономики 

Далее просчитываем бизнес-модель. Необходимо разработать модель монетизации и рассчитать, сколько должен принести каждый платящий клиент, сделать предварительные прогнозы минимального количества пользователей, которых необходимо привлечь для того, чтобы сошлась экономика. 

Далее оцениваем возможные каналы привлечения трафика и рассчитываем стоимость одного привлеченного пользователя. Здесь важно вычислить время, за которое стартап сможет набрать минимально необходимое количество пользователей и оценить стоимость технической поддержки. 

Бывает так, что рынок, на который изначально был нацелен стартап, недостаточно емкий с точки зрения платящих пользователей – в таком случае стоит рассмотреть варианты пивота в другие рынки или корректировку самого ценностного предложения. 

Такие вычисления позволят стартапу приступить к созданию цифрового продукта. 

Этап 4: Бэклог, разбивка на спринты, формирование стека технологий и состав команды 

Выделяем точки соприкосновения пользователя с цифровым продуктом, а также людей со стороны бизнеса, которые будут отвечать за весь пользовательский опыт. 

Зачастую эти тач-поинты включают в себя: 

  • мобильное приложение и сайт для пользователя, 
  • панель управления и чат поддержки для администратора. 

На основании этого формируются требования к каждому компоненту системы, так как разрабатываться они будут независимо друг от друга. Для определения состава работ подключается техническая команда, минимум по одному специалисту на направление. Стартапу необходимо выбрать стек технологий, на которых будет возможно реализовать функциональные задачи. 

Далее формируем бэклог и объединяем задачи в спринты. Проводим оптимизацию функций и перенос некоторых из первых спринтов в бэклог для быстрого запуска MVP.  

Обычно этот этап занимает от 5 до 10 дней в зависимости от объема планируемой разработки. 

Этап 5: UХ-прототип, отрисовка основных сценариев 

Переходим к визуальной части. Цель – создать структуру, которая будет удобной для пользователя и будет учитывать планы дальнейшего развития продукта.  

Вначале разрабатываем карту экранов и карту смены состояний и действий, за ними следует отрисовка сценариев на уровне вайерфреймов. 

На этом этапе проектируем логику – еще без детальной прорисовки UI, выбираем основные сценарии и на основании всех этих шагов разрабатываем UX приложения.  При разработке пользовательского экспириенса следует учитывать устойчивые паттерны поведения пользователей в аналогичных приложениях. 

Этап 6: Фиксация плана и передача в разработку 

Во время создания продукта во внешнем мире происходят интересные для стартапа мероприятия, ивенты, конференции, которые стоит учитывать при составлении роудмэпа. Разработка продукта может занять несколько месяцев, при этом у стартапа должна быть возможность говорить и даже демонстрировать свой продукт и по возможности использовать актуальные инфоповоды для продвижения. Такой таймлайн разработки фиксируем в трелло или wrike – он называется базовый план. 

Понимая, как много значит время вывода продукта на рынок, при первой же возможности начинаем запускать процессы параллельной разработки: 

  1. Детально отрисовываем UI и создаем кликабельный прототип. Для этой цели чаще всего используется Figma – в ней будет комфортно и дизайнерам, и разработчикам. Важно продумать непопулярные кейсы в UX – если этого не делать, то с ними могут столкнуться позже разработчики и это приведет к потери времени. 
  2. Разрабатываем back-end. Начинаем с разработки документации API, после чего запускается написание кода. 
  3. Мобильная разработка. Полноценно стартует после согласования кликабельного прототипа. По опыту, команде стартапа будет важно приступить к первым фазам разработки уже во время согласования дизайна.

Источник

Теги

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть